УЧЕБНИК  ЧЕЛОВЕКА

ФИЗИОЛОГИЯ УСПЕХА

с точки зрения работы мозга 

Дмитрий ИВАНЦОВ 

ИДЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕТЯМ


Если бы у вас были неограниченные финансовые возможности, то в какой степени вы бы снабжали деньгами своих совершеннолетних детей? Крайних варианта два: а) денег не давал, пусть сами «крутятся», б) давал бы денег столько, сколько они попросят, то есть создал бы для них идеальные условия для жизни. Оба варианта имеют свои побочные эффекты, идеального варианта нет.

 А вы не задумывались о том, что когда-нибудь на Земле люди создадут идеальные условиях для жизни всего человечества? У всех будет вдоволь еды, не будет болезней, увеличится продолжительность жизни. Когда наступит такой период неизвестно, но подобный эксперимент ученые провели на мышах, с благими понятно намерениями.

В американском Национальном институте психического здоровья (NIMH) ученый Джон Кэлхун построил вольеру для мышей (на 3500 особей) и создал в ней идеальные условия. В вольере были обеспечены удобные норы, постоянное и неограниченное питание, комфортная температура +20 С, чистота и отсутствие хищников, надзор ветеринаров. Живи и радуйся! Эксперимент был проделан для того, чтобы выяснить, какое влияние оказывает плотность популяции на поведение её особей.

 В вольеру выпустили четыре пары мышей и стали ждать что будет. На радостях мыши начали активно размножаться и их количество удваивалось каждые 55 дней. Но через год прирост замедлился и удвоение популяции стало происходить каждые 145 дней. Когда мышей стало 600 особей в вольере стали заметны социальные проблемы.

 Проблема 1. Появились мыши-изгои, к которым остальные стали относится агрессивно.

 Проблема 2. Продолжительность жизни увеличилась, количество мышей старшего поколения также выросло и они стали угнетать молодняк.

 Проблема 3. Самцы стали пассивными и перестали защищать самок и детенышей.

 Проблема 4. Самки взяли на себя функции самцов, их агрессивность повысилась и стала проявляться по отношению к собственным детям. Самки убивали детенышей или бросали их, отчего детская смертность повысилась.

 Проблема 5. Значительная часть мышей перестала проявлять интерес к размножению и стала вести затворнический образ жизни. Они ели, спали, ухаживали за своей шкуркой, с другими мышами не общались.

 Все это привело к тому, что мыши практически перестали размножаться, у самцов появился гомосексуализм. Кроме этого, были отмечены случаи каннибализма, хотя пищи у мышей было в достатке. Периодически в колонии возникали вспышки агрессии. Через четыре года после начала в вольере не осталось мышей репродуктивного возраста и эксперимент закрыли.

 Занимательно, что американские ученые провели 25! подобных экспериментов и они всегда заканчивались одинаково.

 В ходе проведения экспериментов возникло предположение, что на изменение в поведении мышей влияет большая скученность. Чтобы разобраться в этом, на заключительной стадии эксперимента несколько пар мышей, у которых уже возникли новые алгоритмы поведения, поместили в новый пустой вольер. Никакой скученности в нем не было, но мыши размножаться не хотели и умерли от старости, не оставив после себя потомства.

 Итог всех экспериментов – находясь в идеальных условиях мышиная популяция вымерла. Можете посмотреть короткое видео об этом опыте.

 Автор исследования создал по результатам своего эксперимента теорию двух смертей. «Первая смерть» — это смерть духа. Когда новорожденным особям не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», то наметился недостаток социальных ролей в идеальных условиях с неограниченными ресурсами, возникло открытое противостояние взрослых и молодых грызунов, увеличился уровень немотивированной агрессии. Растущая численность популяции, увеличение скученности, повышение уровня физического контакта, всё это, по мнению автора, привело к появлению особей, способных только к простейшему поведению. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей только ели, пили, спали, ухаживали за собой. Мышь — простое животное, для него самые сложные поведенческие модели — это процесс ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и детенышей, участие в иерархических социальных группах. От всего вышеперечисленного сломленные психологически мыши отказались. Автор называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов «первой смертью» или «смертью духа». После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть») неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».

 Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления приводит к смерти популяции.

 Ключевая черта человека, его естественная судьба — это жить в условиях давления, напряжения и стресса. Мыши, отказавшиеся от борьбы, выбравшие невыносимую легкость бытия, превратились в аутичных «красавцев», способных лишь на самые примитивные функции, поглощения еды и сна. От всего сложного и требующего напряжения «красавцы» отказались и, в принципе, стали не способны на подобное сильное и сложное поведение. Автор эксперимента проводит параллели со многими современными мужчинами, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но с уже умершим духом. Что выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением.

 Посмотрите видео по теме - в одной из европейских стран мигрант разогнал одиннадцать полицейских, которые уже не в состоянии противостоять преступности.

 Выводы делайте сами. Если применить результаты экспериментов к человечеству, то в «зоне риска» находятся состоятельные родители, которые из самых благих побуждений постоянно материально обеспечивают своих детей. Тем самым сильно сокращая шансы на появление и выживание своих потомков, из-за того, что их дети попадают в «идеальные условия» и у них снижается мотивация к активности. Результат неограниченной материальной поддержки детей в долгосрочной перспективе – это вымирание рода. Сейчас фамилия семьи звучит, через пару поколений никого из их потомков не остается.

 В нашем садовом центре «Сияние» иногда говорим на темы перспектив детей с садоводами. Очень многие при этом рассказывают, что их дети не собираются создавать семью, а если она есть, то не собираются «заводить» детей. И садоводов это все тревожит. Надо бы им еще задавать вопрос о их материальной поддержке своих детей.

 А как «у них», на Западе с этим вопросом? Ситуация такая. По мере повышения благосостояния нации прирост населения сокращается. Чем выше материальный уровень населения, тем меньше рождается детей. Если в бедных странах 3-7 детей в семье это норма, то в богатых странах норма это 1 ребенок, максимум два.

 Как-то по одному из главных телеканалов показали две телепередачи на тему этой статьи. В первой показали «золотую» молодежь (я бы назвал её другим термином), чьи капризы которой полностью удовлетворяют их родители. То есть дети нигде на работают и живут на деньги, зарабатываемые родителями. Полный коммунизм в отдельно взятых семьях – от детей по способностям (тратить деньги), и им по потребностям, за чужой понятно счет.

 Чуть позже показали другую телепередачу, в которой некоторые дети обеспеченных родителей отказались от их денег. И стали сами действовать и обеспечивать себя. В одном из интервью представитель активной молодёжи так и сказал – «а если вдруг родители не смогут меня обеспечивать, то на что я будут жить? Уж лучше я сам буду действовать и полгаться только на себя». А у другого мотивация немного другая – «если я буду жить за счет родителей, то я всю жизнь буду сыном Ивановых. А если я буду нормально зарабатывать сам, то это уже они будут родителями Иванова. Ну и смеяться надо мной никто не будет, типа у него одна извилина потребления, а сам он ничего из себя не представляет».

 А как «у них», на Западе с этим вопросом? Как-то прочитал исследование по США на эту тему. Абсолютное большинство миллионеров, которое сами всего добились, своих детей деньгами не снабжают совершенно, за исключением оплаты обучения в колледже. Они говорят своим детям – «хотите сладко кушать, жить в красивом доме, иметь приличное авто – действуйте, зарабатывайте, а то так и останетесь «никем, и звать тебя никак».

 Наши знакомые по вопросу финансирования детей разделяются на три группы. Часть обеспечивает своих детей всем необходимым по первому их запросу. Среди этих детей активных мало, в основном они имеют «иждивенческие» наклонности. В ряде случае все зашло в худшую сторону, родители понимают причину, но остановиться не могут и продолжают делать детей «слюнтяями». Интересно, что большинство такой «золотой» молодежи очень недовольны своими родителями. То мало дали, то не вовремя, то могли бы и на дом принести. Чем больше помощи, тем больше претензий.

 Вторая часть имеет большие возможности обеспечивать своих детей материально, но поступает как американские миллионеры – «деньги нужны, займись делом». Абсолютное большинство их детей шипят, но действуют. Недовольство родителями присутствует в основном на ранней стадии. Потом похоже дети «втягиваются» в процесс активности и перестают ждать подачек. А если от родителей ничего не ждешь, то какие к ним могут быть претензии? Причем часть из них говорили родителям, что если бы они их снабжали деньгами, то они бы ничего не делали и в жизни не состоялись.

 Третья часть материальную помощь детям оказывают, но в усеченном варианте. Приобретают им жилье, стол и табуретку. После этого говорят так: «хочешь иметь красивый интерьер, машину и поездки заграницу? Вкалывай!»

 А к какой категории родителей относитесь вы? 


 Посмотрите короткий мультфильм по теме статьи.

УЧЕБНИК  ЧЕЛОВЕКА

физиология успеха с точки зрения работы мозга

© ИП Иванцов Д.В.

Все права защищены. Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена без письменного разрешения владельца авторских прав.