УЧЕБНИК  ЧЕЛОВЕКА

ФИЗИОЛОГИЯ УСПЕХА

с точки зрения работы мозга 

Дмитрий ИВАНЦОВ 

КАК И ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК СОЗДАЛ БОГА


В этой статье вы узнаете о том, как и зачем человек создал религию, причем обоснование ведется с точки зрения работы мозга.

В настоящее время на нашей с вами планете проживает 7 миллиардов людей. По данным википедии 2% из них являются атеистами, которые не верят в существование высшего существа, создавшего Вселенную и жизнь в ней. Также 9% являются агностиками, которые равно допускают, что высшее существо может быть, а может и не быть. Таким образом, 89% причисляют себя к религиозным людям и считают, что Вселенная и жизнь были созданы высшим существом. Его в общем-то никто не видел, но он точно есть, ну как без него, кто ж все это создал?

Если вы прочитали все предыдущие статьи, что очень рекомендуется, то у вас уже вполне достаточно познаний в области особенностей работы мозга. И у вас достаточно информации, чтобы провести деловую игру и вычислить, как и зачем человек создал бога. В этом месте перестаньте читать статью и поразмыслите над этом в одиночку. Представьте, что вы прибыли из параллельной вселенной чтобы разобраться в том, почему люди на планете Земля считают, что их Вселенную создало высшее существо. Вы огляделись по сторонам, этого существа не заметили, но люди-то в него верят! В чем тут причина? Или еще упростим задачу, к вам приходит ваш ребенок и говорит на полном серьезе следующее: нашу планету и ее обитателей сделала на коленке в невидимой дали семирукая Жужа.  И прежде чем обращаться к психиатру вам желательно разобраться, а с какого перепугу ваш ребенок вдруг вбил эту идею себе в голову?

Итак, вы перестали читать статью, походили в парке под дождем, поразмыслили и пришли к каким-то своим выводам. Вот мы их сейчас и сравним с нашими.

Кстати, а как вообще появилась религия, какую она роль выполняет и какое ее будущее. Начнем с того, что вообще такое – религия. Как-то в США проходила конференция в Академии религии (непонятно, что за организация). И в самом начале конференции участники попробовали разобраться в сути термина «религия», чтобы потом говорить об одном и том же. Но во время терминологической дискуссии участники сильно поспорили, так ни к какому общему мнению не пришли, и половина присутствующих в знак протеста покинула конференцию.

Мы же спорить не будем, опять обратимся к свободной энциклопедии. По мнению Википедии, «рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации».

А можно сказать еще проще: религия, это когда люди считают, что весь окружающий их мир создала какая-то высшая сила и они этой силе поклоняются, используя разные методики и предметы. При этом никто эту высшую силу не видел, научных доказательств ее существования или отсутствия нет. Соответственно, и говорить тут не о чем. Представьте вы вызываете на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД. Они приезжают и видят, что столкнувшихся автомобилей на месте ДТП нет, следов столкновения нет, свидетелей нет. Один вы стоите на перекрестке, усиленно верите в состоявшееся происшествие и исполняете загадочный обряд. Как к вам отнесутся сотрудники полиции? Молитесь своему ДТП, чтобы полиция не вызвала санитаров.

Религия - это способ объяснить мир без доказательств. А вообще откуда и как взялась религия? Вариантов ответа на это великое множество. Мы разберем эту ситуацию с точки зрения работы мозга.

В начале кратко повторим содержание предыдущих статей. Всеми живыми организмами управляют две модели поведения – самосохранение и размножения. Выживи и оставь после себя потомство. В процессе эволюции постепенно сложились алгоритмы действий, которые эти две программы выполняют. У приматов, к которым мы с вами относимся, есть четыре основных алгоритма: ресурсозависимость, альфазависимость, группзависимость и статусозависимость. Иными словами, чтобы сохраниться и размножиться, нужно иметь ресурсы, альфу или быть альфой самому, входить в группу и в ней иметь высокий социальный статус. Чтобы эти алгоритмы действий работали лучше, эволюция «подарила» нам три инструмента развития – интеллект, воображение и язык.

Так вот, если очень хорошо подумать, то становится понятным, что в деле создания религии поучаствовали все четыре алгоритма действий и все три инструмента развития.

И главное, из-за чего разгорелся религиозный «сыр-бор» это алгоритм альфазависимости. В течение всей жизни каждому человеку требуется альфа. Это другой человек-ведущий, более в чем-то продвинутый и который может обеспечить самосохранение человека-ведомого.

В первобытные времена все было проще, у наших предков было несколько базовых потребностей в еде, воде, сне и защите от опасностей. Все это организовывали для детей мамы-альфы, для всего племени вожди-альфы.

По мере развития цивилизации количество видов потребностей стало увеличиваться. Семьдесят тысяч лет назад люди изобрели одежду. Те мастера, которые её шили, стали альфами для тех, кто это делать не умел. Десять тысяч лет назад люди стали заниматься земледелием и потом скотоводством. Те, кто больше разбирался в этих вопросах, стали альфами. Потом люди стали строиться и на первые позиции в этих вопросах выдвинулись строители. Сейчас пишу эти строки, а за стеной две альфы-монтажника строят балкон с панорамным остеклением.

Еще до этих времен появились спецы-альфы в области оружия, медицины, создания украшений, понятно, женских. Ну и в последние столетия было создано много разной полезной в обиходе продукции и услуг. Все это привело к тому, что количество видов альфа-спецов значительно выросло. Первобытные времена закончились (почти для всех), а вот альфы нам до сих пор требуются. Это работает эволюция, генетика и ДНК, понятно в наших с вами интересах.

И тут происходит следующая ситуация. После того как в Африке климат стал суше, площадь лесов сильно подсократилась. Жизненное пространство для наших предков уменьшилось и часть из них пошли жить в опасную саванну. Опасную потому, что от хищников на дерево уже не залезешь. И если в лесах каждый спасал себя сам, то для выживания в саванне нашим предкам на наше счастье пришлось группироваться. А это и опасные условия среды обитания привели к развитию интеллекта.

Наши предки еще продолжали жить по обезьяним принципам организации стаи. Есть альфа, есть группа его поддержки, каждый самец имеет свой ранг. После самцов следуют самки также со своей системой рангов. Всем заправляет альфа, соответственно никакое Высшее существо не требуется.

Но тут происходит эволюционный рывок вперед – пару миллионов лет назад у наших предков стали образовываться устойчивые парные связи, то есть семьи. И картина организация группы резко изменилась. В досемейной эпохе в группе все решал альфа, несогласные с ним (оппозиция) рисковали быть исключенными из группы и соответственно их шансы на выживание резко уменьшались. После образования семейный отношений уменьшилась уже роль альфы. Несогласная с альфой семья могла в любой момент объединиться с другими родственниками и образовать другую группу. Что и происходило на практике. Возник родоплеменной строй. Группа состояла из семей, как правило родственников. Вождь, то есть альфа, был, но его функции значительно уменьшились. Вопросами жизни группы ведало собрание глав семейств, вожди решали конфликты между семьями, причем в основном силой убеждения.

Итак, возникла ситуация, когда гены толкают людей на подчинение альфам, а организационные причины к такому подчинению стали минимальными. Что делать? Наши предки выход нашли – они придумали суперальфу – то есть Высшее существо. И в этом им помог такой инструмент развития как воображение.

Когда у наших предков интеллект был на уровне других животных, то никакой религии они и не придумывали. Потому что придумывать было особо нечем, да и незачем.

Но тут мозг наших предков начал увеличиваться, интеллект повышаться и появились зачатки воображения. Человек смог представлять себе то, чего нет. Эта способность лежит в основе любой созидательной деятельности. Чтобы сделать что-то новое, нужно предварительно его придумать, создать образ. Благодаря этому он начал делать развитые орудия и инструменты, затем строить дома, создавать одежду. И в этом человеку помогло воображение. Но у каждой медали есть и другая сторона, наше воображение сыграло с нами небольшую, но изрядно затянувшуюся шутку. Развивающийся интеллект потребовал объяснения процессов, происходящих в окружающей действительности. Зачем? А чтобы снизить уровень тревоги (стресса) в мозгу. Потому как длительный стресс мозг разрушает. К тому же зная подоплеку процессов, можно к ним приспособиться и их предвидеть, что существенно повышает шансы на самосохранение.

В местности, где живет группа людей, много чего происходит. Из кустов выскочил дикий зверь и съел соседа. В дерево ударила молния, оно загорелось и последующий пожар натворил делов. Речка, где люди брали воду, вдруг за пару часов разлилась и затопила стоянку. С соседней горы сошел оползень и распугал всех куропаток. С другой горы скатилась лавина и всем пришлось от нее быстро бежать, некоторые даже успели. Все это требовало объяснений.

Дикий зверь еще ладно – он почти такой же, обладает личностью и его можно прогнать. А вот дерево, это же неживой предмет, чего он вдруг загорелся? Река тоже, ни рук, ни ног, ни головы, и тут зачем-то сильно увеличилась. Кто этим всем управляет, никого же не видно? И тут родилась религия, то есть способ объяснения окружающей действительности и явлений.

Как появляются религиозные представления вы можете наблюдать сами в течение своей жизни. Вот два примера. Если вы иногда бываете в других городах и странах, то наверняка хоть раз в жизни были где-нибудь на экскурсии. Вас завезли на смотровую площадку над озером и поведали примерно такую фантастическую историю его создания.

«Раньше, в незапамятные времени, эта местность была ровная – озера и горы не было. Тут были две деревни, которые враждовали друг с другом каждый день строго после обеда. Потому что озеро одно, а деревни две. Однажды молодой парень Ктрч полюбил тоже молодую девушку Ёоэай из соседней враждебной деревни. Они решили пожениться, но родители им не разрешили, так как загс еще не построили. Тогда они решили бежать туда, где загс уже есть. Впереди, как водится, бежала девушка. За ней ее парень, который одновременно бежал и от родственников девушки и за ней самой. По пути у Ёоэай слетело платье и Ктрч ее еще больше полюбил. А слетевшее зеленое платье превратилось в лес, сейчас его вырубили черные лесорубы. Тут у Ктрч подвернулась нога и он пополз за ней, так как погоня их настигала. Так появилось ущелье Хабарданай, чем он его сделал, история умалчивает. Влюбленных схватили и заставили отречься друг от друга, сильно крича им в уши. У Ёоэай скатилась из глаза слезинка и увеличилась в 5,7 триллиона раз. Так появилось озеро имени главы местной районной администрации. Что, откуда взялась гора? Да хрен ее знает».

С чего вдруг придумали такую правдивую историю? Вот второй пример рождения религии, в котором вы тоже или участвовали, или будете участвовать. Если у вас есть дети, то в своем раннем возрасте они вас явно донимали вопросами стиля «а почему течет река», «а почему летают птицы». И если на подобные вопросы вы находили какие-то достойные ответы, то на расспросы «откуда берутся дети» вам приходилось создавать забавные истории. Типа «в капусте нашли» или «аист принес». Вот вам и легенды о географии. Вот вам и религиозные представления.

А теперь представьте себе нашего предка Ктрч, который сто тысяч лет назад сидя со своим отпрыском на берегу реки наблюдают за сходом лавины. Отпрыск спрашивает «а почему, собственно?» Вариантов ответа тут два.

Правильный вариант ответа – «ты знаешь сынок, снег, выпадая в виде осадков, удерживается на склоне за счёт силы трения. Её величина зависит от целого ряда факторов, в том числе влажности снега, крутизны склона. Сход лавины происходит в тот момент, когда сила давления массы снега начинает превышать силу трения. Он обычно провоцируется климатическими причинами: резкой сменой погоды (в том числе перепадами атмосферного давления, влажности воздуха), дождями, обильными снегопадами, а также механическими воздействиями на снежную массу, включая воздействие камнепадов, землетрясений и т. п. Иногда, в силу установившегося относительного равновесия между действующей силой трения и силой давления, сход лавины может инициироваться незначительным толчком (например, звуком ружейного выстрела, ветром от лопастей вертолёта или давлением на снег одного человека — горнолыжника, сноубордиста)».

Это из википедии. Понятно, что в то время наш предок вряд ли смог так объяснить сход лавины, тут в наше-то время не все смогут сформулировать такой ответ.

Поэтому (второй вариант) Ктрч, не обладая пока познаниями в области гравитации и метеорологии, начинает судорожно придумывать правдивое объяснение. Потому как если он не сможет все слаженно объяснить, то его авторитет перед сыном может упасть. А ведь каждый мужчина стремится к более высокому статусу. Итак, Кртч вспоминает, что на прошлой неделе на него упало дерево, потому что его срубил каменным топором Шжмх. Ну и логично, что снег сам собой свалиться с горы ну никак не мог. Наверняка его подтолкнул какой-нибудь Сбтк, неимоверных размеров чувак (иначе столько снега ему не столкнуть), которого никто не видит, но он точно есть!

После такого объяснения отпрыску стало все понятно, а Ктрч сразу полегчало. Раньше его мозг периодически находился в состоянии тревожности: а вдруг опять лавина и прямо на него, а вдруг река из берегов неждано выйдет, а вдруг подарок с неба (динозавры в прошлый раз были сильно недовольны) – и кто всем этим безобразием занимается? Ну теперь то понятно, спасибо за правильный вопрос отпрыску, это все происки Сбтк!

Но что теперь со всем этим делать? Как сладить с чуваком, который жжет лес, спускает лавины и выводит из берегов реки? Тут либо воевать, либо договариваться. Воевать не вариант, хотя бы по той причине, что непонятно в какую сторону копье бросать. Значит, придется договариваться. А как, куда идти, в какую сторону обращаться? Да никуда идти не надо, будем говорить с того места, где стоим. Тот, кто на ночь выключает солнце, наверняка может услышать любые к себе обращения с любого места.

Собрал Ктрч своих соплеменников и объяснил им реальную картину мира. Соплеменники, которые на тот момент не имели познаний в области биологии, химии, физики, термодинамики, астрономии, метеорологии и других научных дисциплин, не смогли противопоставить автору новомодной теории свои варианты объяснения окружающих процессов. Они согласились с тем, что наверняка должен быть кто-то, кто насыпал горы, выкопал впадины, налил в озера воды и посадил деревья. И этот кто-то явно должен сейчас управлять тем, что понаделал. Мы же на стоянке разводим огонь, делаем лежанки и готовим пищу. Вот и этот «кто-то» явно должен управлять процессом. Теперь понятно, с чего вдруг дует ветер, идет дождь и наступает зима. И как мы сами раньше не догадались? Да, надо с этим Сбтк наладить контакты. А то чего доброго солнце утром не взойдет. Ктрч вот все про него знает, пусть он с ним и договаривается. А мы освободим Ктрч от хозяйственных дел и взвалим на него все связи с высшими силами.

Все с радостью с этим согласились, потому что им было непонятно, как именно Сбтк умасливать. Как поймать на ужин зверя им ясно, как поставить шалаш – тоже. А тут все новое, Ктрч умный, пусть этим и занимается.

Так Ктрч стал первым религиозным чиновником. Работа не пыльная, но ее проводить надо. Иначе соплеменники возмутятся – мы весь день на охоте рискуем жизнью, а ты сидишь на спине и с закрытыми глазами общаешься с Сбтк. Да и самому Ктрч наскучило целыми днями бесцельно бродить по стоянке. Стал он придумывать себе работу. Я бы так тоже сделал.

Работа заключалась в одном – нужно контактировать с высшей силой. Но эта сила явно с кем попало за так просто общаться не будет. Тут нужно как-то выделиться и самое простое с помощью одежды. В начале Ктрч решил, что если он будет обращаться к Сбтк голым, то это должно привлечь к себе внимание. Он так и сделал, снял с себя шкуры и стал криками привлекать к себе внимание высшей силы. Но этими криками, а особенно своим голым телом, он распугал всех детей и женщин. Кто теперь оценит его новую работу? Тогда Ктрч решил выделиться другим способом – он собрал все шкуры, которые были в лагере и хаотично напялил на себя. Женщинам было глубоко по барабану на придуманную Ктрч новейшая систему координат, но его наряд их впечатлил. А раз понравилось женщинам, то и высшей силе это должно понравиться.

Дальше стал думать Ктрч, как привлечь внимание Сбтк. Пока думал, смотрел на работающих женщин, а это можно делать часами. И тут он заметил, что одна сидит на пне и кормит младенца. А до этого он смотрел только на тех, кто двигался! Вот в чем прикол - чтобы тебя заметили, нужно двигаться. Тогда Ктрч вскочил и начал делать хаотичные движения. Вокруг опять собрались женщины и дети – значит метод работает.

Когда в стойбище вечером вернулись охотники, они увидели занимательную картину. Их посол по внешним и высшим связям, одетый как клоун, прыжками двигался вокруг костра, размахивал руками и что-то кричал. За ним прыгали дети, а женщины на все это почтительно смотрели, занимаясь своими делами. Охотники обрадовались тому, что правильно поручили это серьезное дело именно Ктрч. Вечером после ужина вокруг костра прыгало все стойбище. Кртч пообещал мужчинам, что тогда их завтрашняя охота пройдет успешно, а женщины прыгали за компанию, ну и заодно проводили собственные презентации. В последствии, когда Ктрч был на больничном, стойбище прыгало по вечерам самостоятельно и назвало этот процесс танцами.

Короче, процесс создания религиозных преставлений можно моделировать еще долго, заниматься этим продолжать не будем. Отметим только еще один момент в процессе становления религии. Этому процессу сильно помогла демография, то есть увеличения численности населения. Хорошо, когда в племени сто человек, всегда можно договориться. А когда в нем пятьсот, тысяча членов? А когда за горой еще два таких племени, и за рекой еще десять? С ними тоже нужно договариваться о правилах поведения между группами.

Внутри группы за правила поведения отвечали межличностные механизмы. Между группами они работать не могут, так как члены разных племен не знакомы друг с другом и контактов не поддерживают.

В группе гарантом соблюдения правил является общественное порицание. Как мы знаем, человек - это коллективное существо, которое настроено на жизнь в группе. Человек знает, что вне группы ему долго не протянуть, поэтому он всеми силами старается остаться в группе. И для этого готов выполнять все ее правила поведения.

Между группами общественное порицание имеет существенно меньшее значение. Допустим, одно племя что-то нарушило, например, собрало коноплю на территории другого племени. Собрался совет вождей и представителя проштрафившегося племени жестко осудили и наложили экономические санкции. Возвращается вождь к соплеменникам в печали. Заходит на стойбище, сообщает решение. Все с начала в унынии, а потом думают так – пищи меньше не стало, на нас никто не нападает, в размножении не отказывают, из племени никого не выгоняют. Да ну и ладно, все по кайфу. Вождь тоже остается в группе, поэтому на него общественное порицание других вождей не так критично.

Но уживаться с другими племенами как-то надо, а для этого нужны правила и механизм их гарантирования, это понимают все вожди. Они долго сидят и думают, на кого бы свалить процесс контроля. И потом одного озаряет – да за нарушение правил накажет высшая сила в виде Сбтк! Остальные оживляются, и начинают активно внедрять этот культ в свои племена.

Вообще для живых существ важно иметь в группе главного, который следит за соблюдением правил поведения. Приматологи как-то провели такой эксперимент. Они убрали из вольера самцов, которые исполняли надзирающие роли. После этого среди обезьян начались разброд и шатания. Увеличилось количество случаев агрессии, зато меньше стало примирений. Но как только группа контроля вернулась в вольеру, то порядок сразу восстановился.

Так религия и прижилась в качестве средства гарантирования применения правил поведения в группе и между группами. Нельзя делать вот это вот, а иначе Сбтк накажет. Причем религии было внедриться в межплеменные отношения крайне просто. Потому что наши предки по эволюционно-генетическим причинам были готовы к присутствию альфа-самца в группе. И тут создалась ситуация, когда есть много племен, они участвуют во всеплеменном объединении, а главного среди них нет. Если поставить главным вождя одного из племен, то другие обидятся и подчиняться ему не станут. Поэтому идея божественного суперальфы была воспринята на-ура. Особенно были довольны вожди: объединение есть, главный есть, он не из конкурирующего племени и на их личную власть он никак не покушается.

Итак, все проходило по следующей цепочке. Альфазависимость требовало иметь альфу, влияние вождей племени уменьшилось, благодаря воображению люди придумали суперальфу, то есть Высшее существо, которое этот мир создало и им управляет. А распространению этой идеи помог третий инструмент развития – язык. Не было бы языка, не было бы религии. Ну кто бы смог без умения говорить рассказать об идее Сбтк членам своего племени и другим группам?

Кстати, замечено, что более всего религии подвержены женщины среднего и старшего возраста, у которых нет мужей. В молодом возрасте женщины имеют цель иметь постоянного партнера и активно ей следуют. В среднем возрасте они начинают осознавать, что цель с каждым годом становится все менее достижимой. И на определенном этапе они уходят в религию где находят своего виртуального альфу. Среди моих знакомых таких случаев несколько.

Так вот, начальный уровень контроля над людьми суперальфы (не кричи громко, а то дядя будет ругаться) просуществовал вплоть до современной истории, в частности до времен древней Греции. В философских трудах того периода еще можно читать о том, что за просто так никого убивать нельзя, потому что за это накажут боги. И только в те времена появились первые печатные соображения о том, что - «а при чем тут боги? А если они уехали в отпуск и в августе не контролируют ситуацию, то тогда что, можно тащить и резать? Этого нельзя делать не из-за какого-то эфемерного внешнего наказания, а потому что так правильно по отношению к другим людям».

Иными словами, возможно, что вера в сверхъестественные силы на каком-то этапе и была полезна. Получив объяснение окружающего мира своего уровня мозг нашего предка стал меньше тревожиться и больше заниматься созидательной деятельностью. Упростилось соблюдение межгрупповых правил. Только все было наоборот – не религия придумала мораль и нравственность, а сформировавшиеся правила поведения потребовали существования высшей силы, чтобы эти правила поддерживать в больших группах людей.

К тому же в религиозном обществе было проще путешествовать. Потому что религия давала чувство принадлежности к группе. Без этого путешественник в другом селении считался чужаком и чувствовал себя некомфортно. Религия обеспечивала общность интересов и упрощала процесс ассимиляции в других племенах.

Но сами правила поведения (мораль и нравственность) были созданы без всякой религии, они шли «снизу вверх». Причем появились правила еще в доразумный период жизни наших предков. И главная причина их появления была в том, чтобы обеспечить надежность существования группы, которая давала ее участникам эволюционное преимущество. Попробуй прожить в лесах в одиночку!

Ну и не забываем про воображение людей. В начале статьи были поставлены два вопроса – зачем люди придумали религию и как собственно. Зачем – людям постоянно нужна альфа, как – с помощью воображения.

Мы с вами уже знаем, что появление воображения сделало нас людьми. Без него мы бы не смогли сделать ничего полезного. Предмет или явление в начале появляется в нашем воображении, а потом мы превращаем его в реальность. Мы представляем себе то, чего пока еще нет, и после его делаем.

Воображение – это надежды и мечты. Зачем люди ходят к гадалкам и читают гороскопы? Для того, чтобы получить информацию о том, что дальше все будет хорошо. А если что не так, то это гороскоп был «сломанный» или гадалка не правильная. Так же и с религией, которая является инструментом реализации наших надежд. Если все сложилось удачно, то «бог дал», если неудачно, то «пути господни неисповедимы».

Наше воображение порождает в нас тягу к историям. Мы любим читать книги, смотреть теле- или кинофильмы, слушать сказки – все это истории других людей. А вы заметили, что все крупные религии построены на историях? Новый завет основан на истории одного человека. Убери историю, и относительно интересный религиозный текст превратится в скучный трактат.

В начале 90-х годов прошлого века нашу страну заполонили книги с разными эзотерическими учениями. Одним из них была «Живая этика», за книгами которых я даже стоял в очереди. Обязательное коммунистическое учение в тот период отменили, в голове образовался вакуум, который требовал заполнение другой системой координат. Чтобы это сделать я вначале пошел несколько раз молиться в церковь, не помогло. Потому как все это сильно напоминало единственно верное учение. Та же идеологическая литература, те же дома общих собраний, те же святые мощи, апостолы. Хотя одному моему сослуживцу все это подошло и он до сих пор причисляет себя к верующим людям и использует соответствующие термины в разговорах. Тем не менее, материальную жизнь он ведет исключительно по материальным законам.

Так вот, начал я интересоваться эзотерией и в руки мне попалась книги «Живой этики», прочитал я их запоем все пятнадцать. Один знакомый, которому я воодушевленно рассказал об этих книгах, поинтересовался, что полезного я почерпнул из последней прочитанной, что мне особо запомнилось. Я открыл рот, чтобы вывалить на него поток полезной информации, и потом тихо его закрыл. Потому как что-то ничего толком не вспоминалось. Было ощущение, что книга очень хорошая и возвышенная, вот только в чем суть, как-то не отложилось. Уже по прошествии лет стала понятна причина этого – в этом эзотерическом учении не было истории. Один набор философских изречений на все случаи жизни, которые забываются сразу, как переворачивается страница.

А вот в другом случае этот момент был учтен. В середине тех же 90-х годов в России появилось новое «духовное» течение, которое изложено в книгах «Анастасия». Книги, особенно первые, были построены именно на истории нескольких людей. И поэтому читать их было достаточно интересно и сторонников течения в России и за границей появилось достаточно много. Правда, когда дошло до материализации идеи течения – взять гектар и жить на нем в гармонии с природой, ведя при этом натуральное хозяйство – все движение затухло. И если из этих книг убрать историю, то осталась бы голая философия и сторонников течения изначально было бы раз в сто меньше.

Однажды ученые провели интересный эксперимент. Одна группа испытуемых была контрольной, а другую настроили на религиозность. Для этого участникам второй группы дали исправить грамматические ошибки в религиозном тексте, содержащих слова «бог», «пророк» и «священный». Потом испытуемым обеих групп предложили взять со стола деньги сколько захочется, причем оставшаяся часть достанется следующему участнику. В результате контрольная группа оставляла в среднем 1,84$, а настроенная на религию 4,22$, то есть больше чем в два раза. После опубликования результатов этих экспериментов обрадовались священники – вот, дескать, рука господня! Но потом провели еще один подобный эксперимент, только религиозные тексты заменили на юридические, в которых были слова «гражданский», «присяжные» и «суд». Ну и что – участники опытной группы оставили на столах в среднем по 4,44$. То есть даже больше, чем в первом случае. Этот эксперимент означает, что людям требуется любой виртуальный контроль и высшие силы тут не при чем.

Но надо же двигаться дальше, переходить на следующий уровень, иначе можно остаться в первом классе на всю жизнь. Мы ценим свою историю и место в ней религии, но ее значение сильно устаревает. Надо меньше внимания уделять виртуальным высшим силам и больше внимания потенциалу самого человека, и в частности его мозга. О чем, собственно и весь этот раздел по физиологии успеха.

С религиозного представления об окружающем мире нужно переходить на научное и оно активно разрабатывалось за последние несколько тысяч лет. В мире с научных позиций объяснено очень многое. Понятно, что не все – нужно же чем-то ученым заниматься в этом тысячелетии. И в этих научных объяснениях нет места никакой высшей силе. Все легко объясняется физическими и другими естественными законами.

Камень падает с горы под действием законов гравитации, не из-за броска высшей силы. Эволюция живого мира идет под действием процессов естественного отбора. Вообще по этому вопросу люди делятся на три категории. Первая верит в бога, что он создал вселенную и всем заправляет. Вторая в бога не верит, но думает, что к созданию вселенной приложила руку какой-то высший разум. В принципе, представители обеих категорий верят в одно и тоже, только называют по-разному. И первая группа «пляшет возле костра», а вторая нет.

Ну и третья категория в высшие силы не верит. Вернее, даже так – представители третьей категории верят только в то, что доказано. Они считают, что раз нет доказательств существования высших сил или их отсутствия, то и говорить не о чем.

Кстати, главенствующие ныне основные религии возникли там, где не было обезьян. Кочевники сталкивались с антилопами, змеями, верблюдами, козлами и прочей пустынной живностью. Дистанция в этом регионе между людьми и местной живностью была значительна, поэтому человек в религии был возведен в венец творения. Но тут в 1835 году в лондонском зоопарке впервые показали живых человекообразных обезьян. Народ был очень сильно оскорблен, а королева Виктория назвала обезьян «болезненно и раздражающе похожими на человека».

Интересно, что у абсолютного большинства людей первых двух категорий их вера в высшие силы протекает в свободное от работы время, то есть на кухнях. А в реальной жизни в течение рабочего дня они занимаются обычными физическими, экономическими и социальными процессами, протекающими на научной и естественной основе. Поясняем.

Глубоковерующий кинорежиссер во время съемок фильма совсем не приветствует от членов группы высказывания религиозного толка стиля – «а зачем репетировать, если это богоугодное дело, то у нас сразу само собой получится, нас бог направит», «а зачем проверять страховку, если богу угодно, то актер останется жив, а если не угодно, то он и без страховки разобьется».

Глубоковерующий судья во время процесса совсем не приветствует от адвоката высказывания религиозного толка стиля – «а я верю, что подзащитный не виноват, мне это бог сказал».

Глубоковерующий директор в период сдачи бухгалтерской отчетности совсем не приветствует высказывания религиозного толка стиля – «а я верю, что баланс правильный, не надо его проверять, меня при создании баланса направляла вера».

Глубоковерующий прораб во время строительства дома совсем не приветствует высказывания религиозного толка стиля – «нас каменщиков направляет рука создателя и поэтому мы в работе уровень не используем».

Глубоковерующий офицер, помолившись в полковой часовне, сразу же после этого совсем не будет приветствовать от подчиненных высказывания религиозного стиля – «а зачем рыть окопы и маскироваться, мы щас тоже помолимся и нас бог спасет».

Подобных примеров приводить можно много. Народ четко разделяет – вот это вот служебные обязанности, выполняемые на физическом уровне, в соответствии с физическими или юридическими законами,  строго по инструкции, от которых зависит жизни многих людей.  А вот духовная трепалогия, от которой ничего не зависит, уже в свободное время.

Когда у меня спрашивают, верю ли я в то, что наш мир создала высшая сила или высший разум, то я на это не ведусь. Потому что в этом вопросе ключевое слово совсем не «высшая сила» или «высший разум». Ключевое слово – «ты веришь, что…» В первую очередь я выясняю, понимает ли собеседник, что мы говорим именно о «веришь ли ты…», а не о «знаешь ли ты…». Затем я разбираюсь, понимает ли собеседник, что разговор о вере это разговор ни о чем. Ну поговорили мы, что он верит в семизаходные распашники, а я в восьмизаходные. Он верит в высший разум, а я верю в свой. И что из этого? Да ничего. Ну и верь себе на здоровье, мы что, сутки напролет будем говорить о том, что существует только в нашем воображении?

Вообще в мире 5 000 видов религий. Это значит, что существует столько же категорий людей, которые верят в свою, единственно верную систему координат. А верить не нужно, нужно просто жить физической жизнью, что и делает большинство людей, даже сильно религиозно настроенных. И системой координат нужно пользоваться той, которая доказана. А это система научная.

Религия это просто способ объяснения физического мира, причем способ бездоказательный. Эзотерия это просто способ объяснения физического мира, причем тоже способ бездоказательный. Наука это просто способ объяснения физического мира, причем способ доказательный.

Все три этих способа дают для людей систему координат, в которой мы по эволюционно-генетическим особенностям работы мозга сильно нуждаемся.

Почему же тогда сторонников религиозно-эзотерической системы больше (пока), чем сторонников научного способа? Да по той же особенности работы мозга, которая препятствует лишней активности, чтобы не тратить энергию. Чтобы разобраться в религиозной системе надо прочитать одну библию. Можно даже её не читать, а просто согласиться с утверждением, что мир создала высшая сила и им управляет. Что кстати, большинство и делает. Если вы верите в бога, то читали ли Новый завет? А Ветхий? И посещаете ли вы регулярно церковь? Абсолютное большинство религиозно настроенных людей эти книги не читало и в церковь не ходит.

Чтобы разобраться в научной системе надо прочитать целую уйму книг и 11 лет ходить в школу. Это все напряжно и энергозатратно. Верить в бога значительно проще, чем знать науку. Прочитать проще одну книгу, чем тысячу. Но нужно двигаться дальше.

Азбука хороша в первом классе, она даст вам основу для дальнейшей образованности. Но если вы из года в год будете читать одну азбуку, то вы так и останетесь на уровне ученика первого класса.

Развитие цивилизаций происходит как раз при снижении степени религиозности у населения. Это было в Древнем Риме, когда строили пятиэтажные жилые дома, использовали 28 видов бетона и делали дороги с твердым покрытием. На самом пике расцвета римской цивилизации у граждан был самый низкий уровень религиозности и самый высокий уровень атеизма.

Развитие современной цивилизации начало происходить в 18 веке на основе развития промышленности. И это происходило одновременно со снижением религиозности населения.

А как сейчас и что нас ждет?

На Западе уровень религиозности сильно падает. Зайдите в любой европейский собор, там сидит несколько пенсионеров и кроме них одни туристы, зашедшие посмотреть на архитектуру здания. Часть соборов закрыты, часть продана и в них сделаны рестораны. Недавно смотрел новость о том, что в одном европейском населенном пункте продали собор за 1 евро. Потому что местной общине было проще отдать здание за бесплатно, чем оплачивать его ежегодное содержание.

Уровень религиозности в США достаточно высокий, но он тоже сильно снижается. Почему за океаном много сторонников религии? Причины две. Первая – население штатов представляет собой мигрантов из Европы. Которые начали мигрировать в XVI веке, как раз на пике религиозности региона-донора. То есть через океан переплыли люди с высокой степенью религиозности. И далее это состояние они зафиксировали, как обычно бывает. Поинтересуйтесь историей староверов, они до сих пор блюдут свою веру, с XVII века. Точно так же, как и американцы.

Причина вторая – сильный индивидуализм американцев. А против генов не попрешь, тяга к группированию и наличию альфы есть у любого человека. Вот они и сохранили религиозность как способ приобщения к группе, которая к тому же дает и главного (альфу).

Так вот, и в Европе, и в США сильными темпами идет снижение количества религиозно настроенных людей. Причем это идет поэтапно. Большая часть верующих постепенно начинают считать, что «да, высшие силы есть, но в церковь для общения с ней ходить совершенно не обязательно».  Затем из этой группы они постепенной переходят в другую группу сторонников научной картины мира.

В России в 90-х годах наблюдался некоторый всплеск религиозности, так как население меняло одну систему координат на другую. Вложили кучу денег, понастроили церквей, которые стоят рядом с разбитыми дорогами и сейчас особо людьми не пользуются.

Некоторые по этому поводу сильно переживают, дескать теперь наша духовность и нравственность утратится. Так думают те, кто не в курсе достижений нейробиологии, генетики, эволюции и истории. Духовность, мораль и нравственность - это все правила поведения в группе, которые появились еще до появления человека и были разработаны совсем не религией. Нравственность у людей растет по мере роста интеллекта и цивилизованности. Сто пятьдесят лет назад в самой доброй империи было в порядке вещей рабство и геноцид аборигенов. Сейчас это считается очень неправильным. А лет через сто наши предки будут в ужасе от оранжевых революций начала 21 века которые мы же и устраивали. Хотя есть люди, которые сейчас этими революциями восторгаются и всячески их поддерживают. Но эти же люди категорически против таких революций в своей стране. И при их возникновении они будут поддерживать такие действия своего правительства, которые они осуждают в других странах.

Религия - это просто бездоказательный способ описания мира. Разве плохо перейти на способ доказательный? Если раньше люди верили в высшие силы, то сейчас они начинают верить в себя, то есть в свой мозг.

Итак, как было отмечено в начале статьи, в деле становления религии приложили «руку» все четыре основных алгоритма действий. И главный из них это альфазависимость и теперь об очень существенной особенности этого алгоритма. Дело в том, чтоб в наших генах, как и генах многих животных, помимо необходимости иметь альфу заложена программа абсолютной веры в него. Полное подчинение альфе значительно способствует самосохранению ведомого. Поэтому природа принуждает каждое альфазависимое существо верить альфе, иначе этот алгоритм просто бы не работал.

Мы уже говорили о том, что вера это принятие фактов без рассмотрения доказательств. Детеныши полностью верят альфе – маме или обоим родителям. У нас был интересный случай, мы взяли внука на выходные и повезли его в кино смотреть мультик. Дело было зимой, внук начал экипироваться по полной программе, то есть с расчетом на морозы градусов в сорок, потому что его родители всегда так одевают. Тут мы прикинули, что машину мы поставим в кинотеатре в теплую парковку, в доме до машины по морозу нужно пройти метра три. Внуку сказали, чтобы он не одевал верхние теплые штаны и шел в джинсах. Внук удивленно на нас посмотрел и поинтересовался – «а что, ребятишкам так одеваться можно?»

Вот пример безусловной веры в альфу, мама сказала зимой всегда на улицу одевать теплые верхние штаны, значит одевать надо. Понятно, что критический подход к указаниям альфы чреват наступлением вредных последствий. Представим, что дети с мелких лет начинают все команды оценивать с точки зрения целесообразности. А почему нельзя трогать огонь, почему нельзя вылезать в окно, ведь мы всего-то на девятом этаже живем, почему нельзя бить животных кирпичом и т.д. Да и во взрослом возрасте мы очень часто безусловно верим дежурным альфам. Строителям – о том, что главное в доме фундамент, автодилерам – о том, что в двигателе нужно периодически менять масло, врачам – о том, что нужно вести здоровый образ жизни, хотя нам такое говорят редко.

Ясно, что отсутствие веры в альфу резко бы понизило шансы на выживание. Поэтому и во время эволюции в наши гены была записана эта программа самосохранения – иметь альфу, верить её командам и безусловно ей подчиняться. Вот это основная причина возникновения религии.

Как повлияла на это альфазависимость мы уже разобрали. Пора посмотреть как сработали три других алгоритма. Хотя почему разобрали про альфу, нет, еще остались важные моменты.

Мы отметили важный момент – высшее существо придумали люди, так как им нужна альфа. Но это еще не все, религию люди очень активно построили, потому что им выпал шанс стать альфой внутри религиозной организации.

Потому как ранее в племенах было только одно место для альфы и им был вождь группы. Соответственно желающие стать альфой могли рассчитывать только на него. И кто его не занял, приходилось долго стоять в очереди. И тут внезапно появляется еще одно альфовое административное место в виде шамана племени. Ну и кто будет против этого возражать, если альфовых должностей стало в два раза больше. Соответственно, для каждого участника группы повысилась вероятность стать альфой.

Все точно также проходило по линии алгоритма статусозависимости. Мы с вами знаем, что чем выше статус члена группы, тем к большим ресурсам он имеет доступ. По мере развития цивилизации эта зависимость с материальной точки зрения стала не такой однозначной. Но против генов не попрешь, если в ДНК у нас миллионами лет записана установка к повышению статусности, то мы так и делаем.

Итак, по мере развития семейных отношений роль альфы, а также статусности в племенах стали менее значимыми. Однако все резко изменилось порядка десяти тысячи лет назад, когда люди стали вести оседлый образ жизни. У людей начало накапливаться движимое и недвижимое имущество. У собирателей все их имущество умещалось в котомке, больше с собой не утащишь. По мере накопления имущества и излишков продовольствия стало возникать социальное расслоение. У кого накопилось больше материальных благ, тот стал выполнять большую руководящую роль в поселении. Соответственно, роль альфы опять стала довольно значимой.

Когда поселения стали укрупняться и превращаться в города, то для управления ими стал возникать административный аппарат. Составляющие его чиновники получили более высокий статус, чем обычные жители города. Таким образом появилась целая куча разных статусных должностей, всем на радость.

Ну и представьте, возникла религия. Это значит, что появилась дополнительная альфовая должность верховного жреца населенного пункта. Это значит, что в городе было построено много религиозных учреждений с соответствующим персоналом и должностями. То есть количество статусных должностей увеличилось в два раза. Кто этому будет возражать, если у каждого повысилась в два раза вероятность занять должность с более высоким статусом?

Представьте, что вы работаете на заводе и метите на должность начальника цеха. Вы его зам и ваш шеф уйдет на пенсию лет через двадцать. И тут вы узнаете, что на заводе будут строить такой же цех и вы самый первый кандидат на должность его начальника. Вы будете возражать против такого строительства? Вряд ли, более того, вы будете всемерно этому способствовать.

А что насчет алгоритма групповой зависимости? Мы с вами групповые существа и стремимся жить и работать в коллективе. А теперь представим ситуацию из дальнего прошлого, когда житель одной деревни по делам отправился в другую очень дальнюю деревню. По пути он проходит через другие деревни в которых он является немного чужаком и ему от этого не по себе. И теперь та же ситуация, но только с развитой религией. Путник заходит в незнакомую деревню и видит знакомый молельный дом, точно такой же как и в его селении. Он заходит в него, присоединяется к группе молящихся, которые легко принимают его в свою группу. Потому что он принадлежит к их религиозной группе и не важно, где он живет.

Ну и осталось разобрать влияние четвертого алгоритма действий на развитие религии – ресурсозависимости. На первый взгляд, в религии ресурсов не много, но это только на первый взгляд. Пройдитесь по христианским храмам, соборам и церквам – на мой взгляд ресурсов там вложено не мало. То же с мусульманскими мечетями. Да и в буддизме с ресурсами в религии все хорошо, смотрите на фото

Вы спросите, зачем вкладывать кучу денег во всю эту помпезность? Так тут все строго по алгоритму действий. Чем выше в группе статус, тем больше ресурсов. Больше всех ресурсов имеет альфа. А суперальфа (религия) просто обязана иметь максимальные ресурсы, для того и строятся религиозные здания большими. Да еще и шпили взмывают в высоту для зрительного его увеличения. Ну и внутреннее убранство должно дорого выглядеть, потому что у суперальфы по любому больше ресурсов. Ну и служители культа должны выглядеть прилично, особенно во время религиозных праздников.

Ну вот казалось бы, для чего все эти понты? Придумали себе веру в Высшее существо, собрались в какой-нибудь комнате, поговорили на эту тему и разошлись. Недорого и все довольны. Но нет, вот обязательно нужно кучу денег отдать за строительство супердома и вложить в его суперотделку. Это в нас с вами действует алгоритм ресурсо- и альфазависимости, который и заставляет нас на генетическом уровне возводить помпезные сооружения, посвященные суперальфе.

Сейчас очередное религиозное сооружение планируется к постройке, это главных храм ВС России. По данным на 4 марта 2019 года на его строительство собрано 2 215 111 440,08 рублей. Суперальфа должен иметь суперресурсы.

Люди! За 2 миллиарда рублей вообще-то можно коренным образом повысить уровень сознания и самомотивации основной группы граждан нашей страны. Это приведет к повышению их доходов и снижению вероятности оранжевой революции. Это приведет к росту авторитета страны без устройства на ее территории дополнительных спортивных мероприятий. Наличие у военных главного храма не повиляет на обороноспособность страны, ни на рост ее могущества. А вот развитие сознания людей, их ответственности и и активность не только может, но и повлияет обязательно. Вот только этим никто не занимается, потому что тут думать нужно (опять о работе мозга). С религиозными сооружениями же все достаточно просто, нашел денег, заказал проект и строительство. Но мы немного отвлеклись.

В деле активного внедрения религии в общество есть еще один существенный мотивирующий момент. Чем выше социальный статус человека, тем больше его тяга к религиозности. Поясняем на практике, для этого проведем микроделовую игру. Возьмем группу из пяти человек, в которой каждый её участник имеет свой уровень статуса. Участник нижнего уровня будет иметь надо собой четырех участников более высоких уровней. Для него они являются альфами. Соответственно, его тяга к необходимости иметь суперальфу минимальна. Над участником четвертого уровня уже три альфы и так далее. Доходим до альфы группы, над ним никакого «человеческого» альфы уже нет. А вот необходимость иметь альфу над собой есть. Вот вам и дополнительная мотивирующая сила – очень часто религию внедряли именно те, кто находился на самом высоком административном посту. Почитайте историю внедрения христианства в Римской империи и на Руси.

Сейчас наблюдается похожая картина. В начале 20 века в двух странах был осуществлен переход от религиозной организации к светской. В конце того же века начат процесс обратного перехода от светского государства к религиозному. В обоих странах идет активное внедрение религии в общество, в одной стране в основном административными мерами. А во втором полуадминистративными плюс применяются активные методы косвенной рекламы. В этой же стране глава религиозной организации находится под госохраной. А кого охраняет государство от посягательств – правильно, тех кто им управляет. Если интересует, что это за две страны, то поищите в интернете и посмотрите новости по телевизору.

Ну и эта длинная статья движется к окончанию, тут пора подвести её краткие итоги. Религия, как и все, или почти все в мире имеет свои особенности, как положительные, так и отрицательные. Совершенно нельзя сказать: лучше бы её не было или пусть она будет всегда и везде.

В начале, как водится, отметим положительные особенности. Свое главное назначение – снижение стрессовой нагрузки на мозг, она в целом выполняла. Представьте, вы вдруг оказались в дикой тайге с кучей хищных животных. Кругом никого, только звери порыкивают, да еще все ближе и ближе. Перспективы туманные, вы весь в стрессе, потому как создалась реальная опасность для самосохранения. И вдруг где-то вы услышали, что где-то далеко раздался выстрел и заиграла музыка. Вам точно станет легче, потому как вы не одни в этой дремучей тайге и вам могут помочь.

Еще ситуация – представьте, что в стране вдруг куда-то делись все главные. Нет президента и премьера, всех министров, глав администраций областей и районов, куда-то запропастились мэры и руководство полиции и МЧС. Все руководители разных хозяйственных и социальных организаций тоже исчезли. Понятно, что в начале кто-то этому обрадуется, а потом?

У вас сразу возникнут вопросы – а кто будет защищать страну (в прошлом веке вон так защитили, что враг дошел до столицы). А кто организует экономические процессы, тушение пожаров, работу медицинский учреждений, защиту населения, обучение детей и т.д. Ваш мозг сразу введет вас в состояние затяжного хронического стресса, а это очень опасно для здоровья. Вот мозг и изыскивает разные варианты снижения уровня стресса. Вот он и нашел такой вариант в виде религии.

Ну и самый простой вариант деловой игры показа истории возникновения религии с точки зрения работы мозга и снижения уровня стресса. Эту деловую игру нужно сделать в группе людей. Наденьте на голову непрозрачный мешок, окружающим вас людей позвольте делать все, что они хотят, то есть не церемониться. Скорее всего у вас сразу начнется стрессовая ситуация. Вы знаете, что вас окружают разные люди, которые могут поступить по отношению к вам по-разному. В любой момент вас могут щелкнуть по носу, дать пинка, погладить или чем-нибудь облить. И эту ситуацию вы не контролируете, что еще более все усугубляет и повышает уровень стресса.

И тут к вам кто-то подходит, кладет на ваше плечо свою сильную руку и говорит, что будет вас защищать и не даст случиться ни чему непотребному. Ваш уровень стресса сразу же понизится.

А теперь представьте себе промежуточную ситуацию, вас никто защищать не обещал, но вы сами себе придумали, что такой защитник рядом есть и сами в это верите. Ваш уровень стресса также снизится, может не до такого уровня, как рука на плече, но понизится. Это называется эффект плацебо. Вот вам пример для чего люди придумали религию – она снижала уровень стресса и тем самым повышала шансы на выживание. А в природе чего-только нет, что повышает шансы на выживание. Длинные шеи жирафов, ультразвук у летучих мышей, изменяющаяся окраска хамелеона.

Наши предки от животного и растительного мира не отставали, он обзавелись разными «приспособами», которые повысили шансы на выживание нашего вида. Главный гаджет это увеличенный мозг с повышенным уровнем интеллекта. Кроме этого бипедия (хождение на двух ногах), потеря волосяного покрова, постоянная сексуальность, речь.

Кроме стресса религия способствовало групповой сплоченности на основе общего интереса. Это достаточно сильный фактор. Также благодаря религии люди (кто шевелился) достигали большего личного успеха. И поскольку эта тема нашего раздела «физиология успеха», то тут чуть подробнее.

Если вы прочитали предыдущие статьи по управлению мозгом, то помните цепочку успеха. Наша жизнь зависит от случайностей и наших действий. Наши действия управляются сформированными нейронными сетями головного мозга, который собственно в результате действия эволюции для того и появился. Мозгом обладают только животные и он управляет движениями мышц.

Новые действия без сформированной нейронной сети мы совершать не можем. Формируются новые нейронные сети двумя способами. Первый способ быстрый, когда мы наблюдаем за работающим человеком или видим то, что нам нужно. Второй способ медленный, нейронные сети действий постепенно образуются в результате постановки нами личных целей и составления планов.

Так вот, периодические молитвы религиозно настроенных людей как раз и являются методом постановки целей, что формирует нейронные сети. Мозг периодически слышит эти повторяющиеся молитвы, через некоторое время он начинает расценивать достижение этих целей как необходимость для сохранения организма. Он формирует нейросети, человек начинает проявлять активность и достигает нужных целей. Тут надо сказать, что ставить цели можно и без религии.

Итак, положительные эффекты от религии с точки зрения работы мозга: снижение уровня стресса, групповое сплочение на основе общего интереса, а также улучшение процесса создания нейронной сети действий (цели) и достижения успеха.

Это все было за здравие, вернее за положительные особенности религии. Теперь посмотрим на негативные её проявления, упомянем три самые важные.

Первая негативная особенность религии заключается в том, что люди ставят свою жизнь в зависимость от высшего существа. И это накладывает определенные ограничения на их действия. По этому поводу есть замечательная русская народная поговорка – «у семи нянек дитя без глаза». Смысл в том, что каждая нянька надеется на другую и за ребенком следить перестает. Если нянька одна, то вероятность в качественном уходе за ребенком сильно повышается.

Когда человек надеется только на себя, он предпринимает больше действий и достигает большего результата. Как только в дело вмешивается посторонняя верхняя сила, то мотивация к действиям самого человека снижается. Потому как «пути господни неисповедимы», «бог дал, бог взял» и т.д. При неудаче всегда есть на кого пенять.

Вторая и очень существенная негативная особенность заключается в развитии бездоказательной веры в какие-то факты.

Опять проведем деловую игру по этому поводу. Есть человек, который верит в высшее существо, всячески этим гордится и сообщает об этом другим к месту и не к месту. Доказательства существования ВС ему не нужно – ну ведь должно же оно быть, а раз должно, то значит и есть! Все хорошо до того момента, как он вдруг сам не попадет под каток бездоказательной веры в факты. Так вот, к такому человеку подходит другой такой же человек и обвиняет его в каком-то нехорошем поступке. Сам он совершения этого поступка не видел, но люди говорят и ему этого достаточно, потому что он верит, что первый человек этот поступок совершил. Ну и как тут быть первому человеку, который считает, что вера без доказательств это нормально?

Наверное большинство людей был в этой ситуации, когда их обвиняли в том, что они не совершали. И при этом чувствовали себя на ахти. Пару известных примеров на эту тему из международных отношений. Значительная часть жителей Украины считает, что все их беды от соседней России. Значительная часть жителей Англии считает, что Скрипалей отравили российские спецслужбы. При этом все они особо доказательствами они не утруждаются.

А вам хотелось бы жить в мире, где каждый может поверить в любые факты без доказательств? Все хорошо, пока эти негативные факты про других, а вот если они будут про вас? И вы точно знаете, что вы к этому никаким боком не причастны.

Вот этот момент мне лично в религии больше всего не нравится. Когда создается прецедент веры в воображаемые, непроверенные и бездоказательные факты. Когда люди верят на слово другим людям, то есть не думают своей головой. Мне хотелось бы жить в обществе, в котором люди думают своей головой, критически подходят к любым заявлениям и подборкам фактов.

На этом строится наука, разведка, экономика, проектирование и т.д. Почти все, кроме религии.

Третья особенность в том, что религиозная программа занимает место в мозге и не дает ход новым более совершенным программам действий. Развитие как раз и заключается в смене программ действий. Нет смены программ, нет новых действий, нет новых результатов. Если бы наши предки не меняли программы, то мы бы с вами так до сих пор и жили бы в пещерах, саваннах или на ветвях деревьев. Или ездили на паровозах, а то и на лошадях. Или до сих пор пользовались проводными телефонами с диском для набора номера.

На мой взгляд, человечество в состоянии разработать и внедрить новую программу общественных отношений. И эта программа может в целом повысить уровень жизни и снизить напряженность в международных отношениях. Вот только эта программа не может базироваться на религии, потому что один ее вид вряд ли получится внедрить во все страны. Потому как в каждой стране или группе стран своя религия и они ее менять на конкурирующую не будут. Представьте, что какая-нибудь страна предложила назвать ООН своим названием. Ясно, что другие страны этому бы сильно воспротивились и в тоже время легко согласились бы на нейтральное название.

На этом статья заканчивается, но вопрос религии с точки зрения работы мозга мы еще затронем в будущих некоторых статьях. В принципе, нас всех не должно касаться, является кто-либо сторонником религии, и какой именно, или он атеист, агностик или сторонник какого-то другого подхода к религии. Для нас значительно важнее, как он себя ведет в группе любых людей. Потому что от действия каждого участника любой группы зависит и сама группа и каждый другой её участник. Об этом читайте соответствующую статью – «Группы и коллективы с точки зрения работы мозга».

УЧЕБНИК  ЧЕЛОВЕКА

физиология успеха с точки зрения работы мозга

© ИП Иванцов Д.В.

Все права защищены. Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена без письменного разрешения владельца авторских прав.